Последние новости

Показатели экономической эффективности механизмов улучшения жилищных условий молодых семей

15.05.2014

В связи с развитием некоммерческих институтов в стране выполняемые ими задачи расширились, и в ряде регионов Российской Федерации на них возложена обязанность по предоставлению важнейших социальных услуг населению. Опыт привлечения некоммерческих организаций к реализации целевых программ показал, что можно добиться высокой эффективности использования бюджетных средств.

Экономическое развитие Российской Федерации сопровождается развитием институтов гражданского общества, среди которых важную роль играют некоммерческие организации (НКО). Общественное признание их значимости для повышения качества жизни привело к расширению роли НКО в развитии регионов и муниципальных образований, в частности в жилищном строительстве – наиболее мультипликативном секторе, затрагивающем значительное количество смежных областей.
Среди основных мер государственной жилищной политики в настоящее время можно назвать стимулирование платежеспособного спроса и предложение доступного жилья. Для решения этих задач осуществляется реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Основным её инструментом является федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы и входящие в ее состав подпрограммы, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Возможность получения регионом финансирования в рамках данной программы определяется наличием региональной программы, содержащей аналогичные мероприятия и предусматривающей софинансирование.
Очевидно, что в финансовой поддержке на приобретение жилья в первую очередь нуждаются молодые семьи. Ожидаемым результатом такой поддержки станет более активное демографическое поведение.
Для реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 гг. на республиканском уровне утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2012–2015 годы.
При этом молодежная жилищная политика проводится в республике уже с 1997 г. Для законодательного закрепления права молодых семей был принят Закон Республики Татарстан № 2443 от 21.10.1999 г. «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий».
По итогам анализа платежеспособности молодых семей можно разбить их на три категории:
– молодые семьи, обладающие достаточными на первоначальный взнос накоплениями, но не располагающие доходами для оплаты ипотечного кредита. Для этой категории необходимо обеспечить невысокую стоимость жилья, что позволит уменьшить ежемесячные расходы на его оплату. Основным инструментом решения жилищного проблемы для них – целевые программы.
– молодые семьи, у которых нет накоплений, но есть высокооплачиваемая работа для обслуживания ипотечного кредита. Семьи этой группы могут самостоятельно улучшить свои жилищные условия, а установленные для всех граждан инструменты поддержки, например, средства материнского (семейного) капитала, смогут облегчить ипотечное бремя. Доля этой категории граждан не превышает 15–20%, для них основным инструментом является ипотечное кредитование.
– молодые семьи, которые не обладают ни накоплениями, ни доходами достаточными для платежей по кредиту. Для данных молодых семей необходима разработка комплекса мероприятий, и, прежде всего, воссоздания жилого фонда социального найма.
Первая категория молодых семей представляет самую большую группу, а потому мероприятия целевой программы и были разработаны с учетом именно ее интересов. Под действие названного выше республиканского закона подпадают молодые семьи в первые три года после заключения брака, зарегистрированного в соответствии с законодательством (в случае наличия в семье ребёнка – вне зависимости от продолжительности брака), в которой один из супругов не достиг возраста 30 лет, а для неполных семей с детьми те, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста. Сумма государственной поддержки не превышает 400 тыс. рублей. Договоры заключаются на условиях беспроцентной рассрочки до 15 лет оплаты остальных средств за приобретаемое жилое помещение.
Мероприятия целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» предполагают безвозмездное предоставление материальной поддержки молодой семье. Естественно, для семьи данный механизм очень привлекателен, А для бюджетов и федерального, и регионального этот механизм представляется весьма затратным, ибо требует ежегодного выделения целевых средств. В противном случае реализация подпрограммы полностью приостанавливается, что и случилось в республике в 2011 году. (В новом этапе федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 гг., запущенном в том году, существенно изменился механизм софинансирования подпрограммы обеспечения жильем молодых семей в регионах.) Под натиском общественности в 2012 г. реализация подпрограммы продолжилась, но масштабы ее финансирования сократились с тысячи семей до сотни.
Согласно Закону РТ № 2443 финансирование поддержки осуществляется в рамках трехсторонних соглашений, из средств республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований в равных пропорциях. Такая форма финансирования крайне выгодна районам республики, так как у них появляется возможность за счет двукратной экономии увеличить объемы жилищного строительства.
Несмотря на отсутствие финансирования из республиканского бюджета с 2007 г., в регионе определились районы, заинтересованные в поддержке молодых семей, и доля которых в финансировании подпрограммы не ограничивается оговоренными Законом 50%. В первую очередь речь идет о Набережных Челнах, где ежегодно в бюджете муниципального образования предусматриваются средства на поддержку молодых семей. Там за время реализации Закона РТ № 2443 более полутора тысяч молодых семей получили государственную поддержку и тем самым смогли улучшить свои жилищные условия, а по всей республике этот показатель составляет свыше 3,7 тысяч.
Следует особо отметить, что меры, предусмотренные названным выше Законом, обладают некоторой спецификой. Так, для обеспечения деловой активности в инвестиционно-строительном комплексе, целевые средства преимущественно направляются на новое строительство. Благодаря такой форме удается существенно повысить доступность жилья для молодых семей, т.е. снизить стоимость на 20–30%. К примеру, в Набережных Челнах и Нижнекамске стоимость 1 кв. м жилья для молодых семей установлена Законом в пределах 33-34 тыс. руб., а его рыночная стоимость достигает 43–45 тыс.руб. Вместе с тем, установленная для молодых семей стоимость кв. м несколько выше определяемого Минрегионом размера средней рыночной стоимости, исходя из которой в субъектах Федерации осуществляется предоставление субсидий для отдельных категорий граждан по жилищным программам. К примеру, для Республики Татарстан на 4 квартал 2013 г. эта сумма была определена на уровне 31 640 рублей.
Обеспечением понижения цен на жилье для молодых семей  в республике занимается и Государственный жилищный фондом при Президенте Республики Татарстан, который осуществляется реализацию программы социальной ипотеки. Там снижение цены кв. метров жилплощади достигается не рыночными методами, а благодаря отсутствию в их стоимости цены земельного участка, предоставляемого на безвозмездной основе.
Результаты столь положительного опыта могут быть использованы не только при реализации целевых жилищных программ, но и при экономическом обосновании эффективных схем ипотечного кредитования объектов долевого участия.
Большую роль в снижении стоимости нового жилья для молодых семей сыграла Региональная общественной организации «Объединение молодёжного строительства Республики Татарстан». Являясь НКО и действуя не с целью извлечения прибыли, она организует финансирование жилищного строительства и распределяет его среди молодых семей практически по стоимости строительства, выступая, таким образом, социальным поставщиком жилья.
О создании жилья такого класса говорят на различных уровнях государственной власти уже не первый год. Для решения этого вопроса предлагают создавать жилищно-строительные кооперативы (с предоставлением им земельных участков на безвозмездной основе), и государственные строительные корпорации, разрабатывают меры по стимулированию предложения жилья эконом-класса.
В настоящее время экономическая практика функционирования ЖСК абсолютно не отражает того экономического смысла, который закладывали разработчики этого механизма. Более того, его применяют для обхода ограничений закона о долевом участии в строительстве многоквартирных домов. В частности, законодательство практически не содержит запретительных мер по привлечению средств населения в жилищное строительство. Добавим, что во времена плановой экономики создание ЖСК рассматривалось как дорогая альтернатива бесплатному предоставлению жилья. Сейчас же институт ЖСК рассматривается как недорогой вариант строительства жилья, когда, благодаря исключению коммерческого интереса застройщика, обеспечивается цена на жилье, близкая к себестоимости.
Эффективность мер Закона РТ № 2443 стала привлекательным аспектом для коммерческих структур, имеющих значимые социальные обязательства перед своим коллективом. В частности, некоторые предприятия стали разрабатывать собственный комплекс мер для улучшения жилищных условий своих сотрудников. К примеру, в рамках Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» в Набережных Челнах более 70% предприятий и организаций осуществили софинансирование предоставления государственной поддержки, что позволило более чем 160 семьям улучшить свои жилищные условия. Для организаций подобное сотрудничество стало интересным благодаря тому, что им не пришлось полностью оплачивать приобретение жилья, а лишь предоставить часть, на практике составлявшей около 10% от стоимости квартиры.
Реализуемая в настоящее время в Республике Татарстан программа социальной ипотеки финансируется в том числе за счет организаций, однако уровень их затрат в расчете на одного сотрудника на порядок выше. Дело в том, что на эти средства обеспечивается жильем не только сотрудник организации, но и другие категории жителей. В целом, лишь 45% возводимого в рамках программы жилья отводится работникам предприятий, осуществляющих софинансирование, другие 45% жилых помещений предназначены для работников бюджетной сферы, оставшиеся 10% – для граждан, нуждающихся в неотложной поддержке. Другими словами, предприятие, для обеспечения одного своего сотрудника жильем, должно обеспечить еще одного нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Повышение доступности жилья для молодых семей осуществляется не только через обеспечение низкой стоимости возводимого жилья и предоставлением государственной поддержки, но и путём строительства квартир с небольшими площадями. В настоящее время рассматривается вопрос о строительстве квартир-студий, когда малая площадь и удобная планировка позволит уменьшить стоимость жилых помещений. Более того, как показал опрос среди молодых семей, на первом плане при выборе жилья находится его стоимость, а не количество комнат, планировка и расположение дома в городе.
Для улучшения жилищных условий молодых семей в период с 1997 по 2013 г. всего приобретено (построено) 3786 жилых помещений, а общая стоимость проданного молодым семьям жилья превысила 2,1 млрд. рублей. Около 75% из этих средств направлено на финансирование нового строительства, остальная часть – на квартиры, приобретенные на вторичном рынка жилья и жилые помещения, принятые от молодых семей в качестве первоначального взноса. Приобретение жилых помещений для молодых семей на вторичном рынке осуществляется только в тех муниципальных образованиях, в которых отсутствуют возможности для строительства нового жилья. Принятие от семей в качестве первоначального взноса имеющегося в их собственности жилья на протяжении более чем 8 лет уже не осуществляется, так как по установленным правилам оно принималось по тем же ценам, по которым предоставлялось новое жилье. Учитывая существенную разницу между стоимостью жилья, установленных названным выше Законом, и рыночными ценами, к настоящему времени семьям целесообразно самостоятельно реализовывать жилье на рыночных условиях.
В период с 1997 по 2013 г. объём финансирования мероприятий Закона составил почти 534 млн. руб., из которых немногим более 264 млн. руб. – финансирование из республиканского бюджета, остальные средства выделены муниципальными образованиями, заинтересованными в закреплении молодых семей в сельской местности. Вместе с этим с 2007 г. отсутствует финансирование из бюджета республики Татарстан, мероприятия Закона продолжают реализовываться за счет реинвестирования возвращаемых молодыми семьями средств.
Таким образом, на приобретение (строительство) жилья для молодых семей из различных источников направлено средств в 3,7 раза больше, чем предоставлено из бюджетов обоих уровней, и более чем в 7,6 раз больше, чем из бюджета Республики Татарстан.
Молодые семьи погашают предоставленную государственную поддержку по мере роста своего благосостояния за 7–9 лет, т.е. почти за вдвое короткий срок, который по условиям Закона может достигать 15 лет. Это позволило добиться ускорения возвратности целевых средств. Подобное финансовое поведение можно рассматривать как социальную ответственность перед следующим поколением молодых семей, которые состоят в очереди на улучшение жилищных условий. Как было упомянуто ранее, предоставление государственной поддержки осуществляется на беспроцентной основе, что приводит к обесцениванию фонда целевых денежных средств и со временем на единицу ресурсов можно будет помочь меньшему количеству молодых семей. С точки зрения бюджетной эффективности факты досрочного погашения государственной поддержки позволяют несколько уменьшить потери от постоянного обесценивания денежных средств.
С 2010 г. согласно российскому законодательству у молодых семей появилась возможность использовать средства материнского (семейного) капитала (МСК) на погашение ранее возникших обязательств по ипотеке и уплату первоначального взноса. По состоянию на 1 января 2014 г. 231 молодая семья (участницы мероприятий Закона) получила средства МСК в сумме 45,3 млн. руб., из которых только 5,9 млн. руб. были направлены на оплату первоначального взноса. Остальные 39,4 млн. руб. были использованы на погашение ранее предоставленной семьям государственной поддержки. Учитывая, что из 3786 молодых семей, улучшивших свои жилищные условия в рамках мероприятий Закона РТ № 2443 с 1997 по 2013 гг., на начало 2014 г. продолжают ее выплачивать только 1676 (остальные 2110 полностью вернули государственную поддержку), получается, что доля семей, привлекших средства МСК на оплату части стоимости жилья, невысока. Но справедливости ради отметим, что средства МСК семьи, участницы мероприятий Закона, получили право использовать только с 2010 г., когда отделение ПФР по Республике Татарстан согласовало данную возможность. А если учесть, что с января 2010 г. по 1 января 2014 г. полностью погасили обязательства по возврату господдержки 756 молодых семей, то 231 семья, использовавшая для этого средства МСК, составляет уже 30,5%. В целом, это незначительная величина, однако анализ данной ситуации позволил сделать следующий вывод. Средствами МСК пользуются те семьи, которые получили государственную поддержку в последние годы, т.е. они еще не успели в значительном объеме погасить свою задолженность. Остальные же семьи, периодически возвращая предоставленные им средства, существенно уменьшили итоговую задолженность, ради погашения которой они не собираются дробить средства МСК. Тем более, выплачиваемая ими задолженность – без процентов, т.е. не приводит к переплате начальной стоимости жилья.
Однако важно справедливо оценить и достигнутые результаты. В частности, за счет того, что семьи досрочно возвратили благодаря материнскому капиталу предоставленные им средства, государственная поддержка была оказана еще 113 молодым семьям (по 400 тыс. руб. каждой), и это без какого-либо привлечения средств из республиканского и муниципальных бюджетов. В целом же, это обеспечит приток более чем 150 млн. руб. в инвестиционно-строительный комплекс городов и районов республики. Если бы механизм возвратности отсутствовал – данные инвестиции были бы невозможными.
Таким образом, рассмотренные механизмы, прописанные в Законе Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», позволяют существенно снизить нагрузку на республиканский и муниципальные бюджеты, так как единожды выделенные денежные средства оборачиваются неоднократно и приносят существенный социально-экономический вклад. Более того, эти механизмы показали свою жизнеспособность за период отсутствия новых бюджетных вливаний, а взимаемые в бюджеты республики и муниципальных образований налоги частично возмещают ранее предоставленные средства.
Несмотря на вышеуказанные достижения, в рамках предоставления государственных услуг некоммерческой организацией существует ряд серьезных проблем, значительно ограничивающих как масштабы, так и качество реализуемых мероприятий.
Во-первых, следует отметить полное отсутствие финансирования целевых мероприятий из регионального муниципальных бюджетов Республики Татарстан и муниципальных образований, что объясняется наличием федеральной программы обеспечения жильем молодых семей, когда из бюджета Республики Татарстан денежные средства выделяются на безвозмездной основе. Другими словами, в республике реализация федеральных мероприятий находится в приоритете по сравнению с мерами собственной разработки, и это несмотря на меньшую социально-экономическую эффективность. Выходом из сложившейся ситуации может быть качественное освещение мероприятий Закона № 2443 в СМИ, что позволит обратить на них внимание органов государственной власти.
Важным моментом в функционировании НКО стала усиливающаяся из года в год грантовая поддержка их деятельности. Конкурсы на поддержку социально ориентированных НКО стали ежегодными и проводятся различными институтами. Вместе с этим, их главной особенностью выступает поддержка разовых мероприятий (реализуемых в течение ограниченного периода времени), когда приветствуется ежегодное обновление подаваемых заявок. Это является второй проблемой, когда предоставляемая ежегодно государственная услуга (в данном случае это реализация мероприятий Закона) не может претендовать на дополнительное финансирование в рамках конкурсов. Для ее решения, на наш взгляд, следует пересмотреть критерии оценки планируемых к реализации проектов, когда подтвержденная временем актуальность мер будет получать адекватную оценку.


Данные материалы опубликованы в журнале "Финансы", №1 за 2014 год
www.finance-journal.ru