Последние новости

Опыт реализации социально значимого проекта некоммерческой жилищной организацией

29.09.2014

В журнале "Российское предпринимательство" опубликованы результаты социально-экономической эффективности реализации социального проекта.

Вопросы реализации социальной политики в Российской Федерации находятся под пристальным вниманием широкого ряда участников. В рамках становления гражданского общества значительный толчок в развитии получили разнообразные институты, призванные улучшить социальный климат среди населения. Одно из ключевых мест в этой сфере занимают некоммерческие организации (НКО). Демонстрация некоммерческими организациями высокой социально-экономической эффективности привела к инициированию широкомасштабной грантовой поддержки. В итоге, за все годы функционирования НКО к настоящему времени наблюдается этап наибольшей финансовой поддержки их деятельности. В свою очередь, в связи с этим стало увеличиваться их количество, а некоторые стали создаваться специально под те номинации, которые наиболее актуальны и находят финансовую поддержку у органов власти различных уровней и коммерческих структур. В практике муниципального управления Республики Татарстан присутствуют прецеденты, когда некоммерческие организации на протяжении длительного периода времени занимаются предоставлением социальных услуг населению. Для них появление нового источника финансирования стало знаковым событием и позволило расширить перечень реализуемых мероприятий. Одним из важных социальных проблем для граждан остается жилищный вопрос. В Республике Татарстан с середины 1990-х годов её решением занимаются некоммерческие организации. Это некоммерческое партнерство «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и региональная общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» (ОМС РТ), опыт реализации социально значимого проекта которой и будет рассмотрен далее. ОМС РТ является уполномоченной организацией в рамках Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий». Основная её цель – предоставление государственной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий и обеспечение их возвратности. Появление на рынке недвижимости некоммерческой организации должно отразиться и на понятийном уровне, т.к. до настоящего времени в Российской Федерации поставщиков социального жилья не было. Более того, область девелопмента, на наш взгляд, также должна быть дополнена институтом поставщиков социального жилья, что позволит их квалифицировать как инструмент снижения издержек в инвестиционно-строительном комплексе. Выбор в качестве целевой категории молодых семей обусловлен тем, что это группа одна из наиболее уязвимых, и перечень вопросов, для решения которых должны быть разработаны комплексные мероприятия, широк. Указанные меры по улучшению жилищных условий молодых семей является полностью инициативой ОМС РТ и отражают уровень подготовленности некоммерческого сектора к предоставлению социальных услуг населению. Решение жилищного вопроса для молодежи мы относим к задачам первостепенной важности, которые можно поставить в один ряд с такими проблемами как образование и здоровье. Денежные средства, используемые в рамках этой деятельности, разделяются на две категории: 1. средства на предоставление государственной поддержки молодым семьям (это целевые средства республиканского и местных бюджетов); 2. средства на сопровождение мероприятий, т.е. на функционирование самой «уполномоченной организации» (в основном - доходы от хозяйственной деятельности). В рамках реализации мероприятий Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» ОМС РТ является поставщиком социального жилья для молодых семей. В частности, по состоянию на 1 квартал 2014 года стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения для молодых семей составила 34 тыс. рублей. При этом рыночная стоимость превышает 50 тыс. рублей. Другими словами, предложение жилья по низкой стоимости, пусть и в небольшом количестве, оказывает стабилизирующее воздействие на рынок в целом. В данном вопросе можно согласиться с Коростелевой и Кирилловым в том, что для развития и повышения устойчивости рынка недвижимости в первую очередь целесообразно стимулировать оборот жилья на первичном рынке за счет ресурсов системы ипотечно-жилищного кредитования. Более того, по мнению мирового сообщества проводимая жилищная политика должна поощрять и поддерживать тех, которые, действуя индивидуально или коллективно, являются основными производителями жилья. Вместе с отмеченными достижениями строительство социального жилья должно характеризоваться и другими, не менее важными параметрами. В частности, эффективное решение жилищного вопроса невозможно без оптимального территориального размещения объектов жилищного строительства. В случае же со строительством жилья для молодых семей в Республике Татарстан, оно осуществляется не в рамках комплексной застройки, а точечной, что приводит к уплотнению проживания, и повышает нагрузку на все системы жизнеобеспечения района. Также, недостатком строительства жилья в рамках деятельности изучаемой некоммерческой организации, является отсутствие приемлемых сроков ожидания молодыми семьями получения государственной поддержки на улучшение жилищных условий. В рамках реализации мероприятий указанного Закона существует высокая необходимость проведения консультационно-разъяснительных действий, что без реализации отдельного проекта на дополнительные средства (в т.ч. грантовую поддержку) невозможно. В связи с этим ОМС РТ разработало проект «Молодой семье – доступное жильё». Мероприятия данного проекта запущены с 2010 года. Вначале финансирование осуществлялось на средства Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, который и по настоящее время осуществляет поддержку молодежных организаций через организацию соответствующего конкурса. В дальнейшем данный проект нашел поддержку и у других министерств Республики Татарстан, что позволило осуществлять реализацию проекта на территории почти всей республики. В настоящее время при реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 29 марта 2013 года №115-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи». Проект направлен на освещение реализуемых в Республике Татарстан молодежных жилищных программ. У молодых семей появилась возможность получить информацию как обратившись непосредственно в Центр жилищного консультирования (ЦЖК), так и изучив сайт в сети Интернет. В рамках деятельности ЦЖК для молодежи организовано персональное консультирование и предлагаются печатные информационные материалы. Организуются выездные просветительские мероприятия на территории крупных организаций Республики Татарстан с раздачей информационных буклетов и демонстрацией презентаций о жилищных программах. Данный Проект реализуется ОМС РТ в дополнение к текущей деятельности, по собственной инициативе и исходя из активной гражданской позиции, с целью развития системы улучшения жилищных условий. При реализации Проекта увеличилась функциональная нагрузка на всех сотрудников грантополучателя. Принципиальная модель реализации проекта «Молодой семье – доступное жильё» заключается в создании условий для молодых семей и молодых граждан Республики Татарстан в получении быстрого и удобного доступа к информации о механизмах улучшения жилищных условий в республике. Мероприятия Проекта направлены на: 1) молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; 2) молодых семей, которые уже получили государственную поддержку в рамках Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» и выплачивают её уполномоченной организации; 3) молодых семей и молодых людей, не состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Актуальность мероприятий Проекта для 1 категории молодых семей объясняется тем, что встав на учет, перед ними на первый план выходят проблемы с дальнейшим планированием семьи. А это вопросы связанные с длительностью ожидания улучшения жилищных условий, рождения детей, накопления денежных средств для оплаты первоначального взноса. В этих условиях для этих молодых семей важнейшим является вопрос продвижения в очереди. В связи с этим, в период нахождения на учете от молодых семей поступает много вопросов о положении семьи в очереди и сколько еще ждать до улучшения жилищных условий. В настоящее время, молодая семья, встав на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, контролировать этот вопрос может только обращаясь по месту постановки на учет. Таким образом, постоянное обращение молодых семей с подобным вопросом серьезно увеличивает нагрузку на специалистов, занимающихся этим вопросом. С целью решения всех вопросов было принято решение о задействовании средств информатизации. В частности, было принято решение о создании личного кабинета для молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и разработано техническое задание на его реализацию в сети Интернет. В настоящее время осуществляется подготовка к внедрению данных технических возможностей. Необходимость реализации мероприятий Проекта для молодых семей, которые уже получили государственную поддержку, вызвана необходимостью повышения ответственности соблюдения обязательств по её возврату в установленные сроки. А эти средства в соответствии с Законом направляются на оказание государственной поддержки другим молодым семьям. Другими словами, у части молодых семей невысокая финансовая дисциплина, а в соответствии с жилищным законодательством это повод для изъятия у семьи жилого помещения. Следовательно, существует задача по поиску других методов достижения соблюдения молодыми семьями условий договоров по возврату государственной поддержки. Одним из адекватных и передовых методов мы посчитали самодисциплину, когда семьи приучали бы себя к соблюдению условий договора. В частности, также через создание личного кабинета в сети Интернет семьи могли бы просматривать состояние своих платежей. Верить в успех подобной методики позволяют обращения самих молодых семей по состоянию их платежей – поступают ли они по адресу, сколько еще осталось платить до полного погашения и т.п. Реализация данных задач потребовала постановку вопросов одновременно в двух направлениях: 1. разработка новой версии сайта РОО «ОМС РТ» (для входа в личный кабинет); 2. разработка и внедрение конфигурации системы баз данных (СБД), созданной на основе «1С» (для отражения личных и финансовых данных семьи). Приобретение и установка лицензионного программного обеспечения потребовала оптимального быстродействия. В связи с этим, произведена модернизация компьютерной техники, в том числе подбор и установка необходимых элементов системы. В частности, приобретен сервер для 1С серверной. Для организации рабочего процесса в отделениях РОО «ОМС РТ» приобретена необходимая компьютерная техника. С целью соблюдения законодательства об авторском праве приобретено лицензионное программное обеспечение. В целом, основная часть Проекта уже запущена – завершены работы по созданию новой версии сайта РОО «ОМС РТ» и конфигурации СБД (доступен личный кабинет для молодых семей). Вместе с этим, с начала запуска Проекта реализуются и другие мероприятия – ведется постоянное консультирование молодых семей. Прием ведется как непосредственно в офисах отделений организации, так и путем получения интернет-обращений. Проводятся выездные просветительские мероприятий на территории крупных организаций с раздачей информационных буклетов и демонстрацией презентаций о жилищных программах. Кроме он-лайн консультирования в Центры жилищного консультирования обращаются как посредством личного посещения, так и путем телефонных звонков. Реализация мероприятий Проекта (жилищное консультирование и обеспечение жильем молодых семей) некоммерческой организацией позволяет в наиболее эффективной форме оказать социальную услугу населению. Удается обеспечить предоставление профессиональной и объективной информации об условиях постановки на учет – это позволяет расширить круг участников жилищной программы, т.е. когда большее количество молодых семей получает доступ к информации и пользованию государственными программами по улучшению жилищных условий. В итоге, это приводит к стабилизации социальной атмосферы в обществе, повышению доверия к институтам государственного и муниципального управления, обеспечению прозрачности предоставления государственной поддержки на улучшение жилищных условий, повышению правовой культуры молодых семей и молодёжи.


Ссылка на статью в журнале "Российское предпринимательство".